Игр про Россию не так уж и много, а хорошие можно и вовсе пересчитать по пальцам одной руки. Сейчас ясно одно: Metro Exodus покажет нам страну такой, какой мы её ещё не видели. Действительно достойное завершение трилогии. И пускай для индустрии это лишь небольшой шажок, для разработчиков 4A Games — огромный шаг вперёд. Будем надеяться, что это только начало.
Metro Exodus: самая ожидаемая игра 2019 года?
S.T.A.L.K.E.R. 2 обязательно появится. Когда-нибудь. Наверное. Но есть и благие вести для любителей постапокалиптики — Metro Exodus выходит совсем скоро, в феврале 2019 года. Оправдывает ли третья часть шутера пафосное библейское название «Исход»? Мы провели несколько часов с новинкой 4A Games. Спойлер: оправдывает в полной мере.
Укрепляет наши нервы воздух средней полосы…
Вечное проклятье сиквелов: за них боязно браться тем, кто не знаком с предыдущими частями серии. Следовательно, аудитория будет ограничена преданными фанатами. Но Exodus изящно выходит из этой ловушки: в третьей части главный герой, Артём, больше не прячется в лабиринтах московского метрополитена. Он садится на бронепоезд и отправляется во Владивосток через всю Россию-матушку. А значит, Exodus подойдёт как ветеранам предыдущих частей, так и тем, кто не знаком с играми или книгами Дмитрия Глуховского.
Ведь и Артёму, и геймеру предстоит исследовать огромный, неизведанный доселе мир. И он удивителен, красив и опасен.
Конечно, выходить в новый мир всегда боязно: может, лучше остаться дома, в родных тоннелях и перегонах? Да, они душные, тесные и вызывают клаустрофобию, зато проработаны до последнего винтика. Вдруг вместо них фанаты «Метро» получат огромные и пустые пейзажи?
Но стоит ознакомиться с пионерлагерем «Солнечный», как сразу понимаешь — страхи эти надуманны. Да, локации и впрямь стали больше, однако внимание художников 4A Games к мелочам не делось никуда. И здесь таланты арт-дизайнеров раскрываются на все сто: чувство ностальгии по собственному постсоветскому детству не отпускает на всём протяжении уровня, уж до того правдоподобно он сделан.
Можно сколько угодно строить из себя космополита и говорить, что у искусства нет паспорта. Что не обязательно быть одного роду-племени с разработчиками, если хочешь понять их творение. А потом побродить по «Солнечному» — и понять, что всё это время глубоко заблуждался.
Казалось бы, любой вид давно покинутого людьми жилища неизбежно вызовет приступ ностальгии где-то глубоко в душе. На практике же всё дело в личном опыте. Знакомые предметы и ситуации цепляют куда сильнее, чем те, которых нам испытать не довелось. А кто из нас не ездил в детстве в пионерлагерь, не пел песни у костра, не пробирался посреди ночи в туалет, пугаясь каждого шороха? Вот и в Metro Exodus легко почувствовать себя в родной стихии.
Сразу понятно — авторы игры и сами провели не одно лето вдали от дома, спозаранку вставали на зарядку, ходили с отрядом в походы, рассказывали страшилки соседям по комнате и залезали на покосившуюся статую дедушки Ленина, пока вожатые не видят. Раздолбанный радиоприёмник на подоконнике, потрёпанная клеёнка с подсолнухами, букет китайских фонариков в вазе — кажется, помимо 4A Games, столь достоверно постсоветский быт изображали разве что поляки из Bloober Team в Observer. Вот только они показывали его с отрешённостью и непередаваемым цинизмом.
А в Exodus даже заброшенные постройки и полуразрушенные корпуса лагеря кажутся чуть ли не уютными.
Впрочем, не надо думать, будто Артёма встретят с распростёртыми объятиями. Наоборот, каким бы красивым ни был новый мир, он по-прежнему дикий и враждебный. Артём здесь — чужак, дорогу придётся прокладывать с боем. В этом помогают огнестрел и бесшумный арбалет с остроумным названием «Хельсинг».
Лагерь — наша большая семья...
Скажем сразу: расстреливать всех в лоб не получится. Боеприпасы заканчиваются быстро, особенно если часто мазать. Да и аптечки тоже под ногами не валяются. Так что после пары-другой проигрышей придётся включать голову: не привлекать внимания врагов и грамотно расходовать имеющиеся ресурсы. К счастью, боевик не скупится на автосохранения, проблем возникнуть не должно.
Чем дольше исследуешь лагерь, тем больше интересных нюансов подмечаешь. Вот, например, капкан, поставленный местными пионерами против бандитов. В другой стороне — один из тех самых бандитов, которого подвесили над зёмлей, чтобы наказать за мародёрство. Освободить его от пут или пусть болтается? И что на это скажут местные «Дети леса»? А что, если напакостить враждебно настроенным Пиратам, выманив из чащи мутировавшее животное?
Способствует такой, более скрытный, подход и знакомству с местными порядками. Вот Артём пробирается через лагерь, в котором засели Пираты с Пионерами. Последние обсуждают некоего Учителя: вот был он жив, при нём и порядок был. А после его смерти Пираты совсем от рук отбились, чуть что — хватаются за оружие, да ещё и наставления покойного лидера извращают. Неподалёку сторож повторяет заветы учителя, словно мантру: «Себя защищать, девчонок не обижать...»
А вот обсуждают и Артёма — он недавно под шумок сбежал из ловушки, пока его обидчики отбивались от медведя. И тут же добавляют: надо, мол наведаться к некоей Аньке. Что ж, может и Артёму стоит к ней заглянуть?
Исследовать мир Exodus по-настоящему интересно.
Его весело проверять на прочность и учиться в процессе — здесь нет лишних RPG-элементов, улучшаются навыки именно геймера, а не персонажа. Вас никуда не загоняют и не требуют неукоснительного следования сюжету: делайте что и как хотите. И в этом доверии со стороны разработчиков есть что-то очень приятное.
Широка страна моя родная...
И напоследок скажем: Exodus на редкость красивая. Она радовала и на Xbox-версии, доступной на «ИгроМире», но по-настоящему пейзажи постапокалиптической России раскрываются на ПК — спасибо трассировке лучей. Тут же, правда, кроется и проблема: под конец наших приключений частота кадров стала заметно проседать. Впрочем, сами сотрудники 4А Games пояснили: версия не финальная, к релизу таких проблем не возникнет.